Озеро-Куреевская     

 

школа  

Методическая работа

 

Рабочие программы 1 класса 2016-2017 учебный год

 

Литературное чтение 

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.

Место курса в учебном плане                                                               

Рабочая программа рассчитана:

 в 1 классе - 92 учебных часов (в период обучения грамоте),

 40 учебных часов (литературное чтение) в год, 4 часа   в неделю,

Минимум содержания образования по разделам

Разделы круга детского чтения

фольклор

26ч.

русская литература ХIХ века

3ч.

отечественная литература ХХ века

69ч.

национальная литература (в переводе и на русском языке)

4ч.

зарубежная литература

30ч.

 

Содержание предмета

«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.

Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют   знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.

Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.

Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.

Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.

Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.

Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.

Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать   изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).

При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.

Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.

Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).

На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.

Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.

Планируемые результаты обучения

Учащиеся научатся:

u Осознанно читать произведения доступного объема, постепенно переходя от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух (темп чтения – до 40 слов в минуту к концу учебного года);

u Соблюдать орфоэпические и интонационные нормы чтения;

u Понимать вопросы к тексту и правильно отвечать на них;

u Называть действующих лиц прочитанного или прослушанного произведения;

u Заучивать небольшие стихотворения (с помощью учителя);

u Отгадывать загадки с опорой на отгадки, помещенные в учебнике;

u Отвечать на вопросы: «Почему автор дал своему произведению такое название?»; «Чем тебе запомнился тот или иной герой произведения?».

 

 

Календарно – тематический план

урока с начала года

№ урока в теме

Дата проведения

Тема урока

Примечания

1

1

 

Вводный урок.

 

Жили – были буквы(7ч.)

2

1

 

В. Данько «Загадочные буквы».

 

3

2

 

И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква А».

 

4

3

 

С. Черный «Живая азбука»; Ф. Кривин «Почему А поется, а Б нет».

 

5

4

 

Г. Сапгир «Про медведя», М. Бородицкая «Разговор с пчелой», И. Гамазкова «Кто как кричит?».

 

6

5

 

С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть».

 

7

6

 

Из истории книг.

 

8

7

 

Повторение и обобщение по теме «Жили –были буквы».

 

Сказки, загадки, небылицы(7ч.)

9

1

 

Е. Чарушин «Теремок».

 

10

2

 

Русская народная сказка «Рукавичка».

 

11

3

 

Загадки, песенки.

 

12

4

 

Русские народные потешки. Стишки и потешки из книги «Рифмы Матушки Гусыни».

 

13

5

 

Александр Сергеевич Пушкин.

 

14

6

 

Русская народная сказка «Петух и собака».

 

15

7

 

Из старинных книг. Повторение и обобщение по теме «Сказки, загадки, небылицы».

 

Апрель, апрель, звенит капель...(5ч.)

16

1

 

А. Майков «Весна»,«Ласточка примчалась…». А. Плещеев «Сельская песенка».

 

17

2

 

Т. Белозеров «Подснежники». С. Маршак «Апрель».

 

18

3

 

Стихи – загадки писателей И.Токмаковой, Л.Ульяницкой, Л.Яхнина, Е.Трутневой.

 

19

4

 

Стихотворения В.Берестова, Р.Сефа. Произведения из старинных книг.

 

20

5

 

Повторение и обобщение по теме «Апрель, апрель. Звенит капель…».

 

И в шутку и всерьез (7ч.)

21

1

 

И. Токмакова «Мы играли в хохотушки». Я. Тайц «Волк». Г. Кружков «Ррры!»

 

22

2

 

Н. Артюхова «Саша-дразнилка».

 

23

3

 

К. Чуковский «Федотка». О. Дриз «Привет». О.Григорьев «Стук».

 

24

4

 

И.Токмакова «Разговор Лютика и Жучка»,И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки», К.Чуковский «Телефон».

 

25

5

 

М. Пляцковский «Помощник».

 

26

6

 

Из старинных книг.

 

27

7

 

Повторение и обобщение по теме «И в шутку и всерьез».

 

Я и мои друзья(7ч.)

28

1

 

Ю. Ермолаев «Лучший друг»,  Е. Благинина

«Подарок».

 

29

2

 

В.Орлов «Кто первый?», С.Михалков «Бараны».

 

30

3

 

Р. Сеф «Совет», В. Берестов «В магазине игрушек», В.Орлов «Если дружбой дорожить…»,И. Пивоварова «Вежливый ослик», Я.Аким «Моя родня».

 

31

4

 

С.Маршак «Хороший день».

 

32

5

 

М. Пляцковский «Сердитый дог Буль», Ю.Энтин «Про дружбу».

 

33

6

 

Из старинных книг. Д. Тихомиров «Мальчики и лягушки», «Находка».

 

34

7

 

Повторение и обобщение по теме «Я и мои друзья».

 

О братьях наших меньших (6ч.)

35

1

 

С. Михалков «Трезор», Р. Сеф «Кто любит собак».

 

36

2

 

В. Осеева «Собака яростно лаяла», И. Токмакова «Купите собаку».

 

37

3

 

М. Пляцковский «Цап Царапыч», Г. Сапгир «Кошка».

 

38

4

 

В. Берестов «Лягушата», В.Лунин «Никого не обижай», С. Михалков «Важный совет».

 

39

5

 

Д. Хармс «Храбрый ёж», Н. Сладков «Лисица и Ёж», С.Аксаков «Гнездо».

 

40

6

 

Повторение и обобщение по теме «О братьях наших меньших».

 

 

 

Математика

 

 

 

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.

Место курса в учебном плане                                                               

Рабочая программа рассчитана:

 в 1 классе - 92 учебных часов (в период обучения грамоте),

 40 учебных часов (литературное чтение) в год, 4 часа   в неделю,

Минимум содержания образования по разделам

Разделы круга детского чтения

фольклор

26ч.

русская литература ХIХ века

3ч.

отечественная литература ХХ века

69ч.

национальная литература (в переводе и на русском языке)

4ч.

зарубежная литература

30ч.

 

Содержание предмета

«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.

Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют   знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.

Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.

Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.

Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.

Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.

Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.

Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать   изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).

При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.

Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.

Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).

На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.

Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.

Планируемые результаты обучения

Учащиеся научатся:

u Осознанно читать произведения доступного объема, постепенно переходя от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух (темп чтения – до 40 слов в минуту к концу учебного года);

u Соблюдать орфоэпические и интонационные нормы чтения;

u Понимать вопросы к тексту и правильно отвечать на них;

u Называть действующих лиц прочитанного или прослушанного произведения;

u Заучивать небольшие стихотворения (с помощью учителя);

u Отгадывать загадки с опорой на отгадки, помещенные в учебнике;

u Отвечать на вопросы: «Почему автор дал своему произведению такое название?»; «Чем тебе запомнился тот или иной герой произведения?».

 

 

Календарно – тематический план

урока с начала года

№ урока в теме

Дата проведения

Тема урока

Примечания

1

1

 

Вводный урок.

 

Жили – были буквы(7ч.)

2

1

 

В. Данько «Загадочные буквы».

 

3

2

 

И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква А».

 

4

3

 

С. Черный «Живая азбука»; Ф. Кривин «Почему А поется, а Б нет».

 

5

4

 

Г. Сапгир «Про медведя», М. Бородицкая «Разговор с пчелой», И. Гамазкова «Кто как кричит?».

 

6

5

 

С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть».

 

7

6

 

Из истории книг.

 

8

7

 

Повторение и обобщение по теме «Жили –были буквы».

 

Сказки, загадки, небылицы(7ч.)

9

1

 

Е. Чарушин «Теремок».

 

10

2

 

Русская народная сказка «Рукавичка».

 

11

3

 

Загадки, песенки.

 

12

4

 

Русские народные потешки. Стишки и потешки из книги «Рифмы Матушки Гусыни».

 

13

5

 

Александр Сергеевич Пушкин.

 

14

6

 

Русская народная сказка «Петух и собака».

 

15

7

 

Из старинных книг. Повторение и обобщение по теме «Сказки, загадки, небылицы».

 

Апрель, апрель, звенит капель...(5ч.)

16

1

 

А. Майков «Весна»,«Ласточка примчалась…». А. Плещеев «Сельская песенка».

 

17

2

 

Т. Белозеров «Подснежники». С. Маршак «Апрель».

 

18

3

 

Стихи – загадки писателей И.Токмаковой, Л.Ульяницкой, Л.Яхнина, Е.Трутневой.

 

19

4

 

Стихотворения В.Берестова, Р.Сефа. Произведения из старинных книг.

 

20

5

 

Повторение и обобщение по теме «Апрель, апрель. Звенит капель…».

 

И в шутку и всерьез (7ч.)

21

1

 

И. Токмакова «Мы играли в хохотушки». Я. Тайц «Волк». Г. Кружков «Ррры!»

 

22

2

 

Н. Артюхова «Саша-дразнилка».

 

23

3

 

К. Чуковский «Федотка». О. Дриз «Привет». О.Григорьев «Стук».

 

24

4

 

И.Токмакова «Разговор Лютика и Жучка»,И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки», К.Чуковский «Телефон».

 

25

5

 

М. Пляцковский «Помощник».

 

26

6

 

Из старинных книг.

 

27

7

 

Повторение и обобщение по теме «И в шутку и всерьез».

 

Я и мои друзья(7ч.)

28

1

 

Ю. Ермолаев «Лучший друг»,  Е. Благинина

«Подарок».

 

29

2

 

В.Орлов «Кто первый?», С.Михалков «Бараны».

 

30

3

 

Р. Сеф «Совет», В. Берестов «В магазине игрушек», В.Орлов «Если дружбой дорожить…»,И. Пивоварова «Вежливый ослик», Я.Аким «Моя родня».

 

31

4

 

С.Маршак «Хороший день».

 

32

5

 

М. Пляцковский «Сердитый дог Буль», Ю.Энтин «Про дружбу».

 

33

6

 

Из старинных книг. Д. Тихомиров «Мальчики и лягушки», «Находка».

 

34

7

 

Повторение и обобщение по теме «Я и мои друзья».

 

О братьях наших меньших (6ч.)

35

1

 

С. Михалков «Трезор», Р. Сеф «Кто любит собак».

 

36

2

 

В. Осеева «Собака яростно лаяла», И. Токмакова «Купите собаку».

 

37

3

 

М. Пляцковский «Цап Царапыч», Г. Сапгир «Кошка».

 

38

4

 

В. Берестов «Лягушата», В.Лунин «Никого не обижай», С. Михалков «Важный совет».

 

39

5

 

Д. Хармс «Храбрый ёж», Н. Сладков «Лисица и Ёж», С.Аксаков «Гнездо».

 

40

6

 

Повторение и обобщение по теме «О братьях наших меньших».

 

 

Математика

 

 

Пояснительная записка

 

             Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования,  примерной программы по математике и на основе авторской   программы М.И.Моро, Ю.М.Колягиной, М.А.Бантовой «Математика».

                

     Изучение математики  в начальной  школе  направлено на достижение следующих целей:

- математическое развитие младшего школьника — формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.);

- освоение начальных математических знаний — понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;

- воспитание интереса к математике, осознание возможностей и роли математики в познании окружающего мира, понимание математики как части общечеловеческой культуры, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

Исходя из общих положений концепции математического образования, начальный курс математики призван решать следующие  задачи:

- создать условия для формирования логического и абстрактного мышления у младших школьников на входе в основную школу как основы их дальнейшего эффективного обучения;

- сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач;

- обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;

- сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;

- сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;

- сформировать устойчивый интерес к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся;

- выявить и развить математические и творческие способности на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер.

       Ведущие принципы обучения математике в младших классах — органическое сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей, практическая направленность обучения, выработка необходимых для этого умений. Большое значение в связи со спецификой математического материала придается учету возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализации дифференцированного подхода в обучении.

          Общая характеристика курса
      Начальный курс математики — курс интегрированный: в нем объединен арифметический, алгебраический и геометрический материал. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.
    Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением. Курс предполагает также формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертежными и измерительными приборами.
      Включение в программу элементов алгебраической пропедевтики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует развитию абстрактного мышления учащихся.

Место учебного предмета в учебном плане. В Федеральном базисном образовательном плане на изучение математики в 1 классе начальной школы отво­дится 4 часа в неделю, 33 рабочих недели, всего 132 часа.


 

 

Ценностные ориентиры содержания курса «Математика»

 В основе учебно-воспитательного процесса лежат следую­щие ценности математики:

- понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в приро­де и в обществе (хронология событий, протяжённость по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т. д.);

- математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);

- владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения).

 

         На первой ступени школьного обучения в ходе освоения математического содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами обучающихся в 1 классе  являются формирование следующих умений:

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса «Математика» в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- Готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта); - Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

- Проговаривать последовательность действий на уроке.

- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

- Учиться работать по предложенному учителем плану.

- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

 

Познавательные УУД:

- Способность характеризовать собственные знания по предмету, формулиро­вать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены;

- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать    такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

- Познавательный интерес к математической науке.

- Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета.

Коммуникативные УУД:

- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

- Слушать и понимать речь других.

-Читать и пересказывать текст. Находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде.

- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса «Математика» в 1-м классе являются формирование следующих умений.

Учащиеся должны знать:

- названия и обозначения действий сложения и вычитания, таблицу сложения чисел в пределах 20 и соответствующие случаи вычитания

Учащиеся должны уметь:

- Оценивать количество предметов числом и проверять сделанные оценки подсчетом в пределах 20

- Вести счет, как в прямом, так и в обратном порядке в пределах 20

- Записывать и сравнивать числа  в пределах 20

- Находить значение числового выражения в 1-2 действия в пределах 20 (без скобок)

- Решать задачи в 1-2 действия, раскрывающие конкретный смысл действий сложения и вычитания, а также задачи на нахождение числа, которое на несколько единиц больше (меньше) данного и

- Проводить измерение длины отрезка и длины ломаной

- Строить отрезок заданной длины

- Вычислять длину ломаной.


 

 

График контрольных работ.

№ урока в плане

Тема

Кол-во часов

Примерная дата проведения

Числа от 1 до 10. Нумерация, счет.

36 (28)

Что узнали. Чему научились. Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация.

1

30 октября

Числа от 1 до10. Сложение и вычитание.

48 (12)

Что узнали. Чему научились. Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание.

1

27 ноября

58,59 (22,23)

Что узнали. Чему научились. Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание.

2

15,16

декабря

62 (26)

Проверочная работа за 1 полугодие.

1

18 декабря

79 (43)

Что узнали. Чему научились.

1

 

80 (44)

Проверка знаний

1

 

93 (57)

Что узнали. Чему научились.

1

 

94 (58)

Проверочная работа по теме: «Сложение и вычитание чисел первого десятка»

1

 

Числа от 1до 20. Нумерация.

102 (8)

Что узнали. Чему научились.

1

 

103 (9)

Проверочная работа.

1

 

Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание.

117 (16)

Что узнали. Чему научились.

1

 

128 (21)

Что узнали. Чему научились.

1

 

Итоговое повторение.

130 (1)

Контрольная работа.

1

 

132 (3)

Что узнали, чему научились в 1 классе.

1

 

 


 

Обязательный минимум содержания образования.

Содержание  образования.

Обучение  математике по программе «Школа России» представлено разделами:

1.«Числа и величины»,

2.«Арифметические действия», 

3.«Текстовые задачи»,

4.«Пространственные отношения.

5. «Геометрические фигуры»,

 6.«Геометрические величины», 

7.«Работа с информацией». Новый раздел «Работа с информацией» изучается на основе содержания всех других разделов курса математики.

      

Содержание курса  начального общего образования по учебному предмету.

1.Числа и величины

Счёт предметов. Чтение и запись чисел от нуля до миллиона. Классы и разряды. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.

Измерение величин; сравнение и упорядочение величин. Единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), вместимости (литр), времени (секунда, минута, час). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).

 2.Арифметические действия

Сложение, вычитание, умножение и деление. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Связь между сложением и вычитанием, умножением и делением. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком.

Числовое выражение. Установление порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении; умножение суммы и разности на число).

Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел. Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратное действие, оценка достоверности, прикидка результата, вычисление на калькуляторе).

3.Работа с текстовыми задачами.

Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задачи. Представление текста задачи (таблица, схема, диаграмма и другие модели).

Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на... «, «больше (меньше) в...». Зависимости между величинами, характеризующими процессы движения, работы, купли-продажи и  др. Скорость, время, путь, объём работы, время, производительность труда; количество товара, его цена и стоимость и др.

Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.

4.Пространственные  отношения. Геометрические фигуры.

Взаимное расположение предметов в пространстве и  на  плоскости (выше - ниже, слева -справа, сверху – снизу, ближе— дальше, между и пр.).

Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг. Использование чертёжных инструментов для выполнения построений.

Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние: куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус.

5.Геометрические величины.

Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Периметр. Вычисление периметра многоугольника.

Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр). Точное и приближённое измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника.

6.Работа с информацией.

Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации.

Построение простейших логических выражений с помощью логических связок и слов («… и/или …», «если …, то …», «вер­но/неверно, что …», «каждый», «все», «найдётся», «не»); истинность утверждений.

Составление конечной последовательности (цепочки) пред­метов, чисел, геометрических фигур и др. по правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма, плана поиска информации.

Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация данных таб­лицы.

Чтение столбчатой диаграммы

 

Подготовка к изучению чисел и действий с ними.

 Сравнение предметов и групп предметов.

 Пространственные и временные представления (8 ч).

Сравнение предметов по размеру (больше—меньше, выше—ниже, длиннее—короче) и форме (круглый, квадратный, треугольный и др.).

Пространственные представления, взаимное расположение пред­метов: вверху, внизу (выше, ниже), слева, справа (левее, правее), перед, за, между; рядом.

Направления движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх.

Временные представления: сначала, потом, до, после, раньше, позже.

Сравнение групп предметов: больше, меньше, столько же, больше (меньше) на....

Числа от 1 до 10 и число О.

Нумерация(28 ч).

Названия, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. Счет предметов. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счете.

Число 0. Его получение и обозначение.

Сравнение чисел.

Равенство, неравенство. Знаки «>», «<», «=» .

Состав чисел 2, 3,4, 5. Монеты в 1 р., 2р., 5 р.

Точка, Линии: кривая, прямая, отрезок, ломаная. Многоугольник. Углы, вершины, стороны многоугольника. Длина отрезка. Сантиметр.

Решение задач в 1 действие на сложение и вычитание (на основе счета предметов).

Сложение и вычитание (59ч).

Конкретный смысл и названия действий. Знаки «+», «-», «=».

Названия компонентов и результатов сложения и вычитания (их использование при чтении и записи числовых выражений). Нахожде­ние значений числовых выражений в 1—2 действия без скобок.

Переместительное свойство суммы.

Приемы вычислений: при сложении (прибавление числа по частям, перестановка чисел); при вычитании (вычитание числа по частям и вычитание на основе знания соответствующего случая сложения).

Таблица сложения в пределах 10. Соответствующие случаи вычита­ния.

Сложение и вычитание с числом 0.

Нахождение числа, которое на несколько единиц больше или меньше данного.

Решение задач в 1 действие на сложение и вычитание.

 

Числа от 1 до 20.

Нумерация (13ч).

Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Десятичный состав чисел от 11 до 20. Чтение и запись чисел от 11 до 20. Сравнение чисел.

Сложение и вычитание вида 10+7,17- 7,16 — 10. Сравнение чисел с помощью вычитания. Час. Определение времени по часам с точностью до часа.

Длина отрезка. Сантиметр и дециметр. Соотношение между ними.

Килограмм, литр.

Табличное сложение и вычитание (22ч).

Сложение двух однозначных чисел, сумма которых больше, чем 10, с использованием изученных приемов вычислений.

Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания.

Решение задач в 1 —2 действия на сложение и вычитание.

Итоговое повторение (3ч).


 

Критерии оценки.

Оценочная деятельность педагога в 1 классе

С самого начала обучения используются приемы само- и взаимопроверки. Само- и взаимооценка  могут осуществляться с помощью самооценочной ленты «Светофор», представляющий собой полосу бумаги, на которой, как на светофоре, есть три цвета: красный, желтый, зеленый. Если у детей нет вопросов по теме урока, путь открыт, они могут идти дальше и показывают зеленый сигнал, если дети сомневаются в своих знаниях, не могут с уверенностью сказать, что хорошо все поняли, если у них встречаются незначительные ошибки, они показывают желтый сигнал. Красный сигнал  - стоп. Он говорит о том, что материал не понят, идти дальше нельзя.

Еще одна система само- и взаимооценивания – знаки

! - всё выполнено верно

+ - есть незначительные ошибки, неточности, но в целом верно

- - много ошибок, материал не понят, нужна помощь


 

 

Требования к уровню подготовки обучающихся.

К концу обучения в 1 классе учащиеся должны:

показывать:

·        предмет, расположенный левее (правее), выше (ниже) данного предмета, над (под, за) данным предметом, между двумя предметами;

·        числа от 1 до 20 в прямом и обратном порядке;

·        число, большее (меньшее) данного на несколько единиц;

·        фигуру, изображенную на рисунке (круг, треугольник, квадрат, точка, отрезок).

воспроизводить в памяти:

·        результаты табличного сложения двух любых однозначных чисел;

·        результаты табличных случаев вычитания в пределах 20.

различать:

·        число и цифру;

·        знаки арифметических действий (+, -);

·        многоугольники: треугольник, квадрат, прямоугольник.

сравнивать:

·        предметы с целью выявления в них сходства и различия;

·        предметы по форме, размерам (больше, меньше);

·        два числа, характеризуя результаты сравнения словами «больше», «меньше», «больше на …», «меньше на …».

использовать модели (моделировать учебную ситуацию):

·        выкладывать или изображать фишки для выбора необходимого арифметического действия при решении задач;

решать учебные и практические задачи:

·        выделять из множества один ли несколько предметов, обладающих или не обладающих указанным свойством;

·        пересчитывать предметы и выражать результат числом;

·        определять, в каком из двух множеств больше (меньше) предметов; сколько предметов в одном множестве, сколько в другом;

·        решать текстовые арифметические задачи в одно действие, записывать решение задачи;

·        выполнять табличное вычитание изученными приемами;

·        измерять длину предмета с помощью линейки;

·        изображать отрезок заданной длины;

·        читать записанные цифрами числа в пределах двух десятков и записывать цифрами данные числа;


 

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Урока с начала года

№ урока в теме

Дата проведения

Тема урока

 

Примечания

Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления (8ч)

1

1

сентябрь

 

Учебник математики. Роль математики в жизни людей и общества.

 

2

2

 

Счет предметов.

 

3

3

 

Вверху. Внизу. Слева. Справа.

 

4

4

 

Раньше. Позже. Сначала. Потом.

 

5

5

 

Столько же. Больше. Меньше.

 

6,7

6,7

 

На сколько больше? На сколько меньше?

Проверочная работа №1.

 

8

8

 

Повторение и обобщение изученного по теме «Подготовка к изучению чисел».

Проверочная работа.

 

Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация (28)

 

9

1

 

Много. Один.

 

10

2

 

Число и цифра 2.

 

11

3

 

Число и цифра 3.

 

12

4

 

Знаки +, – , =.

 

13

5

 

Число и цифра 4.

 

14

6

 

Длиннее, короче.

 

15

7

 

Число и цифра 5.

 

16

8

 

Числа от 1 до 5. Состав числа 5.

 

17

9

 

Странички для любознательных.

 

18

10

октябрь

Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч.

 

19

11

 

Ломанная линия.

 

20

12

 

Закрепление изученного.

 

21

13

 

Знаки: < (больше), > (меньше), = (равно)

 

22

14

 

Равенство. Неравенство.

 

23

15

 

Многоугольник.

 

24

16

 

Числа 6 и 7. Письмо цифры 6.

 

25

17

 

Числа 6 и 7. Письмо цифры 7.

26

18

 

Числа 8 и 9. Письмо цифры 8.

27

19

 

Числа 8 и 9. Письмо цифры 9.

28

20

 

Число 10.

29

21

 

Повторение и обобщение изученного по теме «Числа от 1 до 10».

30

22

 

Наши проекты.

 

31

23

 

Сантиметр.

 

32

24

 

Увеличить на…  Уменьшить на…  

 

33

25

 

Число 0.

 

34

26

 

Сложение и вычитание с числом 0.

 

35

27

 

Страничка для любознательных.

 

36

28

30.10.14.

Что узнали. Чему научились.

 

Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание(58ч)

 

37

1

ноябрь

Защита проектов.

 

38

2

 

Сложение и вычитание вида +1,- 1.

 

39

3

 

Сложения и вычитания вида +1 +1; -1-1.

 

40

4

 

Сложения и вычитания вида +2;  -2.

 

41

5

 

 Слагаемые. Сумма.

 

42

6

 

Задача.

 

43

7

 

Составление задач по рисунку.

 

44

8

 

Таблицы сложения и вычитания с числом 2.

 

45

9

 

Присчитывание и отсчитывание по 2.

 

46

10

 

Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.

 

47

11

 

Странички для любознательных.

 

48

12

27.11.14.

Что узнали. Чему научились.

 

49

13

декабрь

Странички для любознательных.

 

50

14

 

Сложение и вычитание вида + 3, - 3.

 

51

15

 

Прибавить и вычесть число 3.

 

52

16

 

Закрепление изученного. Сравнение длин отрезков.

 

53

17

 

Таблицы сложения и вычитания с числом 3.

 

54

18

 

Присчитывание и отсчитывание по 3.

 

55,56

19,20

 

Решение задач.

 

57

21

 

Странички для любознательных.

 

58,59

22,23

15-16

Что узнали. Чему научились.

 

60,61

24,25

 

Закрепление изученного.

 

62

26

18.12.14.

Проверочная работа за I  полугодие.

 

63

27

 

Закрепление изученного.

 

64

28

январь

Сложение и вычитание чисел первого десятка. Состав чисел 7,8,9.

 

65

29

 

Задачи на увеличение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов)

 

66

30

 

Задачи на уменьшение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов).

 

67

31

 

Сложение и вычитание вида     + 4,     - 4.

 

68

32

 

Закрепление изученного.

 

69

33

 

На сколько больше? На сколько меньше?

 

70

34

 

Решение задач.

 

71

35

 

Таблицы сложения и вычитания с числом 4.

 

72

36

 

 Решение задач.

 

73

37

 

Перестановка слагаемых.

 

74

38

 

 Применение переместительного свойства сложения для случаев вида     + 5, 6, 7, 8, 9.

 

75

39

 

Таблицы для случаев вида    +5, 6, 7, 8, 9.

 

76,77

 

40,41

                   

Состав чисел в пределах 10. Закрепление.

 

78

42

 

Закрепление. Решение задач.

 

79

43

 

Что узнали. Чему научились.

 

80

44

 

Закрепление изученного.  Проверка знаний.

 

81,82

 

45,46

 

Связь между суммой и слагаемыми.

 

83

47

 

Решение задач.

 

84

48

 

Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность.

 

85

49

 

Вычитание вида 6 -    ,7 -     .

 

86

50

 

 Закрепление приёма вычислений вида

6 -   , 7 -     . Решение задач.

 

87

51

 

Вычитание вида 8 -     , 9 -      .

 

88

52

 

Вычитание из чисел 8, 9. Решение задач.

 

89

53

 

Вычитание из числа 10.

 

90

54

 

Закрепление изученного. Решение задач.

 

91

55

 

Килограмм.

 

92

56

 

Литр.

 

93

 

57

 

Что узнали. Чему научились.

 

94

58

 

Проверочная работа по теме: «Сложение и вычитание чисел первого десятка»

 

Числа от 1 до 20. Нумерация (13ч)

95

1

 

Названия и последовательность чисел от 11 до 20.

 

96

2

 

Образование чисел второго десятка.

 

97

3

 

Запись и чтение чисел второго десятка.

 

98

4

 

Дециметр.

 

99,

100

 

5,6

 

Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7,

 17-10.

 

101

7

 

Странички для любознательных.

 

102

8

 

Что узнали. Чему научились.

 

103

9

 

Проверочная работа.

 

104

10

 

Закрепление изученного. Работа над ошибками.

 

105

11

 

Повторение. Подготовка к решению задач в два действия.

 

106,

107

 

12,13

 

Составная задача.

 

Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание (22ч)

108

1

 

Общий прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток.

 

109

2

 

Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида ?+2, ?+3.

 

110

3

 

Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида ?+4.

 

111

4

 

Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида ?+5.

 

112

5

 

Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида ?+6.

 

113

6

 

Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида ?+7.

 

114

7

 

Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида ?+8, ?+9.

 

115

 

8

 

Таблица сложения.

 

116

9

 

Странички для любознательных.

 

117

10

 

Что узнали. Чему научились.

 

118

11

 

Общие приемы табличного вычитания с переходом через десяток.

 

119

12

 

Вычитание вида 11-?.

 

120

13

 

Вычитание вида 12-?.

 

121

14

 

Вычитание вида 13-?.

 

122

15

 

Вычитание вида 14-?.

 

123

16

 

Вычитание вида 15-?.

 

124

17

 

Вычитание вида 16-?.

 

125

18

 

Вычитание вида 17-?, 18-?.

 

126

19

 

Закрепление изученного.

 

127

20

 

Странички для любознательных.

 

128

21

 

Что узнали. Чему научились.

 

129

 

22

 

Наши проекты.

 

Итоговое повторение (3ч)

130

1

 

Контрольная работа.

 

131

2

 

Закрепление изученного.

 

132

 

3

 

Что узнали, чему научились в 1 классе?

 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 24.09.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»